МИ-12: забытый гигант среди транспортных вертолетов
Военная промышленность в СССР во времена «холодной войны» активно развивалась. Когда появилась острая необходимость в преимуществе ядерного оружия, стране понадобились средства доставки составных частей баллистических ракет в трудно доступные районы страны. Конструкторское бюро им. Миля предложило свое решение этой нелегкой задачи. На свет появился самый большой вертолет в мире — Ми-12, который известен под заводским шифром В-12.
Первый полет вертолета В-12 состоялся 27 июня 1967г., а осенью вертолет был передан в Летно-исследовательский институт для государственных испытаний, во время которых 22 февраля 1969г. был установлен мировой рекорд подъема груза 31т на высоту 2350м, а 6 августа 1969г. был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза 40т на высоту 2250м, не превзойденный до настоящего времени. Всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971г. вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине.
Несмотря на все достижения и самую высокую оценку, машина в серию не пошла. Военные, а именно на них делалась ставка, отказались от В-12 — перед ними стояли уже иные стратегические задачи. М. Л. Миль предполагал, что, помимо военных целей, вертолет вряд ли может найти применение, хотя не исключал его использования для перевозки крупногабаритных грузов, например нефтяных платформ или сваренных в заводских условиях плетей газопроводов. Но такие редкие уникальные операции можно было осуществить двумя-тремя вертолетами меньшей грузоподъемности. Налаживать производство В-12 было слишком дорогостоящим удовольствием. С тех пор, уже почти 30 лет, самый большой и самый грузоподъемный в мире вертолет стоит на вечной стоянке в Музее авиации и космонавтики в подмосковном Монино.
МИ-12 — даже сегодня считается самым большим и самым грузоподъемным вертолетом в мире. США в начале 70-х разработали свой вариант вертолета большой грузоподъемности. Вертолет ХСН-62 был разработан по программе HLH но так и не взлетел, потом программу закрыли а вертолет был уничтожен из-за плохих условий содержания.
реклама
Восемь мировых рекордов и почти тридцать лет забвения — такова короткая биография самого большого и самого грузоподъемного в мире вертолета В-12.
Технические данные Mi-12
Экипаж: 6-10чел, силовая установка: 4 x ГТД Д-25ВФ мощностью по 4780кВт, диаметр несущих винтов: 35.0м, размах крыльев: 67.0м, длина: 37.0м, высота: 12.5м, взлетный вес: 97000-105000кг, вес пустого: 60000кг, максимальная скорость: 260км/ч, крейсерская скорость: 240км/ч, динамический потолок: 3500м, дальность полета: 800км.
Вертолёт-отель Hotelicopter – 18-комнатный летающий отель. Если его построят то он будет больше чем МИ-12 но пока это только прототип на бумаге не более. Кстати прототипом вертолета-отетя послужил именно наш B-12.