PAGETRAVEL

О ТУРИЗМЕ И НЕ ТОЛЬКО

PAGETRAVEL

О ТУРИЗМЕ И НЕ ТОЛЬКО

Почему не строят мосты на реке Амазонка?

Несмотря на то, что река Амазонка имеет длину около 6 992 км, на удивление, ее не пересекают мосты.

Почему не строят мосты на реке Амазонка

Река Амазонка — вторая по длине река в мире и один из важнейших водных путей планеты. Она содержит больше пресной воды по объему, чем любая другая река, является домом для крупнейших в мире видов речных дельфинов, а также 100 видов электрических рыб (Electric fish) и до 60 видов пираний.

Тем не менее, несмотря на ее многочисленные и разнообразные качества, на реке Амазонке есть кое-что, чего нельзя найти: мосты.

Учитывая, что Амазонка протекает через три страны (Перу, Колумбию и Бразилию) и в бассейне реки проживает более 30 миллионов человек, по данным Всемирного фонда дикой природы, кажется маловероятным, что через реку не перекинут мосты. Так почему же это так? Есть ли принципиальные трудности при строительстве таких сооружений в тропическом лесу, содержащем болота, обширные заболоченные земли и густой подлесок? Существуют ли финансовые барьеры? Или это просто не стоит усилий?

Аномалия Амазонки

Почему не строят мосты на реке Амазонка

По сравнению с некоторыми другими самыми узнаваемыми реками мира отсутствие мостовых переходов через Амазонку выглядит странно. Только в Каире около девяти мостов через Нил; более 100 мостов построено за последние 30 лет через Янцзы, главную реку Азии; в то время как европейский Дунай, длина которого составляет всего одну треть от длины Амазонки, имеет 133 мостовых перехода.

Так что там с Амазонкой?

«Нет достаточно острой необходимости в мосте через Амазонку», — сказал в электронном письме Live Science Вальтер Кауфманн, заведующий кафедрой проектирования конструкций (бетонные конструкции и проектирование мостов) в Швейцарском федеральном технологическом институте (ETH) в Цюрихе.

Амазонка на большей части своей протяженности многие тысячи километров извивается через малонаселенные районы, а это означает, что здесь очень мало основных дорог, к которым можно подключить какой-либо мост. А в городах, граничащих с рекой, лодки и паромы являются установленным средством перемещения товаров и людей с берега на берег, а это означает, что нет реальной необходимости строить мосты, кроме как для того, чтобы поездки немного ускорялись.

«Конечно, есть также технические и логистические трудности», — отметил Кауфманн.

Почему не строят мосты на реке Амазонка

По словам Кауфманна, Амазонка далеко не идеальное место для строителей мостов, поскольку здесь есть множество естественных камней преткновения, которые должны быть преодолены инженерами и строителями.

Например, его обширные болота и мягкие почвы потребуют «очень длинных виадуков [многопролетный мост, пересекающий обширные нижние районы] и очень глубоких фундаментов», а это потребует огромных финансовых вложений», — сказал Кауфманн. Кроме того, изменение положения русла реки в зависимости от сезона с «явными различиями» в глубине воды сделало бы строительство «чрезвычайно сложным». Частично это связано с тем, что уровень воды в реке поднимается и падает в течение года, а мягкие отложения на берегах рек размываются и смещаются в зависимости от сезона, согласно инициативе Amazon Waters.

Кауфманн отметил, что, хотя эти конкретные проблемы не уникальны для Амазонии, «они особенно серьезны» там.

реклама

«Окружающая среда на Амазонке, безусловно, одна из самых сложных [в мире]», — сказал Кауфманн. «Мосты через проливы также сложны, если глубина воды велика, но, по крайней мере, вы знаете, что строительство возможно, например, с использованием понтонов».

Кауфманн сказал, что понтоны или плавучие конструкции не подходят для большей части Амазонки, потому что на реку сильно влияют сезонные колебания, что добавляет дополнительный уровень сложности. Например, в сухой сезон — с июня по ноябрь — ширина Амазонки в среднем составляет от 2 до 6 миль (от 3,2 до 9,7 км), а в сезон дождей — с декабря по апрель — ширина реки может достигать 30 миль. (48 км), а уровень воды может быть на 50 футов (15 метров) выше, чем в сухой сезон, согласно Britannica.

«Эта задача будет уникальной», — сказал Кауфманн.

Таким образом, помимо того, что срочной необходимости в мосте через Амазонку нет, процессы, связанные с его строительством, будут значительными.

Мост слишком далеко?

Стоит отметить, что хотя мосты через Амазонку не пересекают, есть один, который пересекает реку Негру, ее главный приток. Мост, названный Понте-Рио-Негро, построенный в 2011 году, соединяет Манаус и Ирандуба, и на сегодняшний день это единственный крупный мост, пересекающий любой приток Амазонки.

Нанайский мост, который пройдет через перуанскую реку Нанай — еще один приток реки Амазонки, — планировалось открыть в 2021 году, но дата его завершения была перенесена. Согласно твиту, недавно опубликованному Министерством транспорта и коммуникаций Перу, к концу 2022 года планируется все-таки его открыть.

Но, хотя конкретных планов по строительству моста через Амазонку нет, «это не значит, что этого не будет», — говорит Филип Фернсайд, американский биолог, ученый и защитник природы, который большую часть своей карьеры провел в Бразилии.

В 2019 году президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что хочет, чтобы мост через Амазонку был построен в рамках его «Проекта Рио-Бранко», но пока не было достигнуто никакого прогресса. «Это было бы очень дорого по сравнению с экономической выгодой, которую оно принесло бы», — отметил Фернсайд.

После завершения строительства Понте-Риу-Негро были составлены предварительные планы моста через Верхнюю Амазонку, известного как река Солимойнс, в муниципалитете Манакапуру, который соединит шоссе BR-319 с Манаусом и устранит необходимость в паромной переправе.

«BR-319 — это высокий политический приоритет, но он не имеет экономического обоснования», — сказал Фернсайд. «Дешевле транспортировать продукцию с заводов в зоне свободной торговли Манауса в Сан-Паулу по воде».

Кроме того, как говорится в комментарии 2020 года, написанном Fearnside для сайта экологических новостей Mongabay относительно предлагаемой разработки BR-319, создание такого моста «даст вырубщикам леса доступ примерно к половине того, что осталось от леса Амазонки в стране, и, возможно, сегодня это самая важная проблема сохранения Бразилии», — сказал Фернсайд.

Есть ли шанс построить мост через Амазонку в ближайшем будущем?

«Я думаю, что мост будет построен только в том случае, если потребность преобладает над трудностями и затратами», — сказал Кауфманн. «Лично я сомневаюсь, что это произойдет в ближайшее время, если только не произойдет непредвиденных экономических событий в регионе».

Читайте также:
Амазонка — крупнейшие в мире джунгли
Амазонка — крупнейшие в мире джунгли