Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр
Шартрский собор — этот величественный собор получивший название Нотр-Дам де Шартр посвященный Деве Марии, он расположен в старинном городе Шартр, что в 90 км от главной столицы Франции, Париж. История Шартра восходит к середине I тысячелетия нашей эры.
Именно в этот временной период относится строительство первой католической церкви. Собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он строился почти полтора века, в нем участвовало примерно 5 разных архитекторов и инженеров. В том числе тут хранится самая священная реликвия., Покров Девы Марии хранящейся в ларце. По одной из доступных историкам версий, реликвия появилась во времена правления короля Франции — Карла II Лысого.
Главная задумка и мечта этого сооружения принадлежит епископу Жильбер. Епископ Жильбер вел реконструкцию здания которое было четвертым по счету, превратив его в настоящий городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал в новый восстановленный собор священную реликвию — Покров Девы Марии. В то время было неспокойно, это полностью подтвердилось когда в 911 году около стен Шартра появились норманны.
Тогда же случилось первое чудо, связанное с этим Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, в свою очередь норманны по данным исторических записей обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был почти уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, чудом уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню. После пожара который случился в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, при том ранний фасад в готическом стиле 1135–1180 годов оказался встроенным.
реклама
Шартский собор имеет длину около 130 м, высота главного свода нефа от пола, составляет 36 м; центральный и боковые нефы вместе имеют ширину 32 метров при трансепте в 45 метр в ширину. Вход с запада, носящий название «Королевским порталом», по всему его периметру «свод» этого входа украшен изящным каменным барельефом выполненные в форме белоснежных статуй, королей и королев, эти архитектурные черты датируется к 1145 и прекрасно показывает тот период в скульптуре где произошел переход от романского к готическому стилю.
Выше них расположены четыре окна со красивыми витражами которые датируются к XII веку., среди этих витражей есть даже прославленные, например композиция «Древо Иесеево». С другой стороны, с севера и с юга на фасадах собора можно заметить весьма характерное для готики Франции огромное и круглое кружевное окно, так как во время своего строительства, епископ приказал стекольщикам сделать самые красивые стекла из всех существующих на свете, цветные витражи по его мнению должны всякого кто входил в просторное помещение, почувствовать сближение в богом с творцом, осветляя помещение яркими и чистыми цветами.
Для удержание стекол вместе были использованы свинцовые переплеты служившие главным крепление цветных витражей. Этому необычному восхищению передает в своих словах французский историк искусства Маль, он написал — «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии — одна из причин красоты Шартрского собора». Шартский собор имеет две башни — северная башня 1135 года, изящный шпиль в стиле «пламенеющей готики» (1507–1513) в высоту он достигает 114 метров. Вторая башня — южная (после своей реконструкции 1195 года), ее высота 106 метра и относится к числу самых красивых церковных башен в мире.
Сегодня спустя многих веков, очень трудно себе представить как именно выглядел в то время внутренний интерьер собора, по некоторым историческим данным он был специально выкрашен в пестрые цвета; в золотой в красный и даже в некотором роде синий и зеленый.
В период завершения постройки Шартского собора; перед инженером встала трудная задача, как построить такую крышу чтобы во первых крыша сочеталась с строением и во вторых была довольно легкой; если вес крышы был слишком большой, что грозило настоящим крушением всей конструкции и полного провала всего проекта. Решение было наконец найдено, в сводах собора впервые в своем роде использовали трехчастная система, трех арочная система распределяющая весь груз по конструкции и в самой середине вкладывался специальный главный «крестовый ключ».
Здесь также были применены так называемые аркбутанами (наружные висячие полу арки), для добавления устойчивости и прочности всей конструкции, если например убрать аркбутаны то возможно чрезмерно сильная нагрузка на стены могла бы их полностью разрушить, а с этими наружными полу арками всю давление веса распределялось по арке к земле; в том числе это добавило собору некую архитектурную уникальность. в соответствии с той основной конструктивной системой, которая применялась при строительстве соборов в Суассоне, Реймсе, Амьене и Бове. Также в интерьере почти в неизменном виде сохранились витражи относящейся к XII и XIII вв.